Домой Сообщество Интервью Ольга Козинская: «Сочинцам необходимо научиться отстаивать свои права»

Ольга Козинская: «Сочинцам необходимо научиться отстаивать свои права»

2685
0

Провластные СМИ всех уровней массированно рекламируют коммерческие Олимпийские проекты и делают акценты на заверениях власти, о том, что г.Сочи станет к 2014 году мировым курортом, права сочинцев будут соблюдены, а бюджетное финансирование на Олимпиаду будет жестко контролируемым. Однако, вне фокуса СМИ остаются реальные события, сами сочинцы, контролирующие структуры и общественные организации. Поэтому создается обманчивое впечатление, что у города и его хозяев нет проблем. Государственная машина в среде информационного вакуума уверенно несется к намеченной цели, не замечая сигналов общественности и ученых об опасностях. Что на самом деле ждет курорт, если власть и бизнес не нажмут на тормоза, и дальше не будут реагировать на сигналы «СТОП» и «SOS!», исходящие от грамотных специалистов, общественности и свободных СМИ? На эти и другие вы ответила председатель самого активного в Сочи общественного объединения ОУ «строительный Совет Сочи» Ольга .

— Ольга Викторовна, в вашем общественном объединении много грамотных специалистов, которые дают высококачественные, объективные экспертные оценки всем градостроительным событиям в Сочи, — начиная от генплана, правил застройки и заканчивая олимпийскими объектами. В этих оценках специалистов очень много ценных советов проектировщикам, касающихся экологии, соблюдения прав человека и даже финансов. Хотя бы к одному из советов специалистов вашей организации, прислушались власть и проектировщики? Если нет, то почему?

— К нашим рекомендациям именно прислушались, как к чему-то привычному и необязательному. Этакий естественный шумовой фон, досадная, но неизбежная социальная реакция на происходящие изменения, которую можно нивелировать вежливой перепиской и формальной процедурой публичных слушаний. Что и происходит в процессе принятия, практически, всех документов, которые радикально меняют наш курорт и условия жизни сочинцев.

К сожалению, идеология программных документов по Сочи основана преимущественно на коммерческом подходе, — поэтому, несмотря на декларирое социальные и экологические цели, их реализация провоцирует конфликт общественных, частных и государственных интересов. До сих пор отсутствует понятная всем, согласованная с жителями и утвержденная властью Стратегия развития Сочи на долгосрочную перспективу. Более того, в проекте долгосрочной краевой целевой программы «Олимпийское наследие», слабой стороной курорта определен его «человеческий капитал», то есть сочинцы. Такое обоснование и позволяет пренебрегать нашими интересами.

— Давайте разберем схему движения государственной машины к Олимпиаде 2014 года, чтобы понять, где же именно совершены главные ошибки. Возьмем Постановление Правительства РФ №991 с дополнениями №613 согласно которому в Сочи должно появиться 235 олимпийских объектов. Помимо ледовых дворцов на болотах Имеретинской низменности, грузового порта в устье реки Мзымты, очистительных сооружений, подстанций, которые должны обслуживать гостиницы и дворцы, над нашими головами и в недрах гор должны пройти еще 23 новые дороги, общая протяженность которых составит сотни километров. При этом, несмотря на кризис, их стоимость исчисляется миллиардами дополнительных рублей из бюджета. Главная цель дорожных проектов, как нас пытают убедить на самом высоком уровне, — освободить курорт от пробок, улучшить экологию и сделать транные коридоры комными для движения транспорта. На Ваш взгляд, — эти 23 дороги способны реализовать вышеназванные планы Правительства РФ в Сочи? Если нет, то почему?

— Если и реализуют, — то только отчасти. Насколько — можно только предполагать. А какой ценой – мы уже знаем. Дорогостоящие заблуждения, как результат отсутствия комплексных решений по реализации олимпийского проекта и его инфраструктурного обеспечения, ярко проявились не только в ситуации на Имеретинке, но и в назревающем социальном напряжении по поводу проекта 3-й очереди дублера Курортного проспекта, который затрагивает интересы множества собственников в коридоре проектируемой магистрали.

Идею дублера Курортного проспекта, существовавшую, в целях его разгрузки, во всех предыдущих генеральных планах, можно было бы только приветствовать. Однако, в 2009 г. экспертная группа Градсовета подготовила заключение по проекту дублера Курортного проспекта: о нецелесообразности предлагаемой проектом трассировки дублера на участке ул.Горького–ул.Чайковского, с предложениями о необходимости альтернативной трассировки 2-й и 3-й очереди дублера Курортного проспекта и о необходимости увязки всех транспортных проектов в Комплексной схеме организации движения в г.Сочи и в проектах планировки полосы отвода транспортных магистралей. Наши замечания и предложения учтены не были, проектные материалы 2-й очереди прошли государственную экспертизу. И только в связи с инициативой депутата Городского собрания Сочи Широбокова А.П. и благодаря запросу депутата Государственной Думы Обухова С.П. предложения ОУ «Градостроительный Совет города-курорта Сочи» были признаны заслуживающим серьезного подхода. По имеющейся информации, 3-я очередь «дублера» госэкспертизой отклонена.

— Во всех цивилизованных курортах мира все проблемы решаются просто: большим транспортным налогом на частный транспорт, увеличением доли общественного транспорта, а вместо автотрасс делаются велосипедные и пешеходные дорожки, сохраняются и культивируются природные ландшафты. Ведь совершенно логично, что туристы не поедут из мегаполиса в мегаполис, где вместо деревьев будут стоять 40-метровые бетонные сваи, а над головами отдыхающих будут транзитом проноситься 30 тысяч автомашин в час. О каком курорте и свежем воздухе может идти речь после реализации этих проектов? Как Вы считаете: проектировщики, заказчики, подрядчики и Правительство РФ осознают, что дороги окончательно загубят курорт — или по-прежнему находятся в заблуждении? И, как надо действовать, чтобы власть, наконец, прислушалась к общественности и остановила этот процесс?

— В Градсовете сформирована рабочая группа по «дублеру». Предложения специалистов основаны на результатах изучения потенциала реконструкции улично-дорожной сети Центрального района Сочи. Преодоление транспортной проблемы возможно за счет уменьшения транспортного потока на 40-50%, посредством организации общественного транспорта.

Во-первых, это перенос из центра Сочи торговых и административно-деловых объектов, которые создают концентрацию транспорта. Это уменьшит тяготение транспортных потоков в прибрежную зону, вернет Курортный проспект и улично-дорожную сеть к нормативной емкости (5000 единиц) и интенсивности движения. Это позволит более экономично, без излишней урбанизации и загромождения города эстакадами, развязками и тоннелями, восстановить курортную среду в соответствии с решениями Генерального плана развития Сочи, улучшить его экологическое и эстетическое состояние до уровня требований к Зонам международного гостеприимства, предусмотренных подпрограммой «Сочи — гостеприимный город».

Во-вторых, в перспективе, следуя международной практике, в Сочи можно еще значительно уменьшить нагрузку на автомобильный индивидуальный и общественный транспорт созданием возможностей для велосипедного движения в городе, что улучшит также состояние окружающей среды и здоровья сочинцев.

В-третьих, в сравнении с затратами на 3-ю очередь «дублера», — в объеме 50 млрд. руб. (без учета удорожания на размер компенсаций по сносу объектов недвижимости и зеленых насаждений, по шумозащите и по организации развязок для связи с уличной сетью, не учтенных проектом), — которые никогда не окупятся, потребности в финансовых ресурсах на цели организации системы общественного транспорта составляют не более 1 млрд.руб ежегодно.

— Как мне стало известно от собственников домов и квартир в тех местах, где собираются вести «олимпийские» дороги, информация по многим объектам грядущего строительства скрывается до последнего, госэкспертизы фальсифицируются или подаются однобоко. 16 и 17 января 2010 года мне довелось общаться с родственниками жителей, которых увезла «Скорая», после известия о том, что по их собственным домам и землям, в которые они вложили все свои средства, пройдет дорога-дублер Курортного проспекта. Людей ставят перед фактом о сносе или о строительстве в нескольких метрах от их собственных домов автотрассы, не предлагая взамен разумной альтернативы и компенсации. При строительстве только одной дороги-дублера должны быть уничтожены около двух тысяч редких экзотических деревьев и кустарников, а значит наносится ощутимый вред среде обитания человека в нашем климате. Мало того, что Сочи пострадал от незаконного, коррупционного строительства многоэтажных монстров, теперь новая беда, — дороги. Вам известно имя автора «дороги–дублера курортного проспекта»? Как и кем продвигался этот проект? Кем был принят? Вы пытались общаться с автором и заказчиками? Что они говорят на ваши замечания и как реагируют? Если никак, то почему?

— Как я уже говорила: идея «дублера» – не нова. Но здесь вспоминается поговорка: «у семи нянек – дитя без глазу», потому что в новом исполнении она является результатом работы проектировщиков из самых разнообразных регионов страны, — от Санкт-Петербурга до Омска. Поводом для общения с ними стали публичные слушания по этим проектам, когда по просьбе заказчика мы выполнили экспертное заключение Градсовета. Наш диалог с разработчиками и с чиновниками, заинтересованный и вполне доброжелательный, строится на профессиональной основе. Понимание проблем – полное. Сочувствие сочинцам — искреннее. Но при этом выясняется, что из всех возможных вариантов трассировки «дублера», выбран и утвержден наименее логичный, но наиболее дорогой. Потому что сама процедура слушаний — лишь формальность, когда общественность информируют об уже разработанном, в рабочей стадии, зачастую – строящемся, а иногда – и об уже построенном объекте, как о единственно возможном варианте. Похоже, что отсутствие комплексных документов позволяет скрыть необоснованность многих принимаемых решений и их социально-экономическую не просто бесполезность, но ущербность. Отсюда и закрытость информации по принимаемым решениям, незаинтересованность в участии сочинских специалистов и невнимание к интересам жителей, чья собственность оказалась в зоне реализации проекта. На наши письма, с просьбой предоставить нам материалы по выбору вариантов, мы получили отписки.

— Бывший мэр Сочи Вячеслав Воронков и лидер движения «Солидарность» Борис Немцов, а так же профессор Сочинского института по туризму, специалист в области строительства дорог Александр Ткачев говорили, что они занимались расчетами стоимости 23-х «олимпийских» дорог, в том числе дороги-дублера, и считают, что выделенные на реализацию этих проектов бюджетные средства завышены минимум в три раза. В.Воронков и Б.Немцов полагали, что себестоимость дорог завышена умышленно, а сами проекты заведомо коррупционны, так как созданы явно искусственные сложности при их реализации, — например, трассировка в особо сложных природоохранных и густонаселенных местах, что потребует дополнительные средства на компенсации собственникам, работы по восстановлению ущерба зеленым насаждениям. Эти сложности делают бюджетные траты неконтролируемыми из-за их массовости. Ваша организация не обращалась на предмет проверки коррупционности этого проекта в Генеральную прокуратуру? Не думали ли вы над этой возможностью, как способом остановить уничтожение курорта? Честно говоря, иной раз складывается впечатление «раздвоения личности» чиновников. Мне приходилось наблюдать в неофициальных ситуациях, как чиновник того или иного ранга, — предупредив, что в данный момент выступает просто как человек, от себя лично, — говорит разумно, а следом заявляет: «но как чиновник, я обязан реализовать решения, принятые на высшем уровне»…

— Поэтому мы подготовили обращение к высшим уровням власти: в Счетную палату, на имя С.В.Степашина, и повторное обращение в Госдуму к С.П.Обухову, в надежде, что они донесут это до Правительства РФ и такое раздвоение личности чиновников прекратится в пользу разумных человеческих решений.

— В нашей стране всегда удивительно сложно найти крайних, когда происходит несчастье, гибнут люди, безвозвратно исчезают бюджетные — народные — деньги. Далеко за примером ходить не надо: ежегодный предновогодний пятибальный сочинский шторм, разметал как щепки грузовой порт в устье Мзымты, который строили 8 месяцев и на который ушли миллиарды. Господин Козак прокомментировал это просто: «форс-мажор», «непредвиденные природные обстоятельства», которые, якобы, бывают в Сочи раз в сто лет. Возникает вопрос: кто же все-таки крайний на стадии подготовки проекта к реализации? Заказчики? Проектировщики? Подрядчики? Кто из них обязан громко сказать тому же Козаку, Медведеву и Путину: «господа, здесь строить нельзя, потому что это нарушение закона, потому что это опасно, потому что это дорого»? Кто должен, но молчит, провоцируя заведомые трагедии и затраты народных средств не по целевому назначению?

— О неизбежности катаклизмов на Имеретинке, и не только там, все специалисты предупреждали. Мы даже схему «Светофор» подготовили для всего Краснополянского проекта, еще до Олимпийских решений, в которой доходчиво изложено, почему нельзя игнорировать естественные природные процессы. Езда на «красный» – дорого стоит. А вмешательство в природный комплекс требует длительной и серьезной подготовки, комплексного подхода. Но до сих пор в Сочи нет доработанного генерального плана застройки города, нет и плана его реализации. Продолжается спешка. Спешно приняли очень недоработанные правила землепользования и застройки. Хотя торопиться надо, в первую очередь, с принятием решений о разработке комплексных документов, ведь до настоящего времени в Сочи отсутствует координация транспортных и инфраструктурных проектов, основа которой – Комплексная схема организации движения, — должна стоять первой в списке документов по Плану реализации генерального плана, которого нет, как нет для него и финансирования в муниципальном бюджете 2010 г.

— Но статья 237 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за «сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды», совершенное лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией. Если, к примеру, врач говорит здоровому, что у него больная почка, и пользуясь своим положением и незнанием пациента ее вырезает для пересадки другому, то это криминал. Почему бы сочинской общественности не потребовать от прокуратуры привлечь к уголовной ответственности проектировщиков заведомо опасных и коррупционных олимпийских проектов? Вы не рассматривали этот вариант, как способ заставить себя услышать и спасти город от нашествия непорядочных специалистов?

— Весь механизм принятия решений работает по формальному признаку, а не по его существу. Например, комиссия по публичным слушаниям, решениями которой за несколько лет так изуродовали курорт. Как выяснилось, ее состав сформирован по должностям, а не по личностям. Принимая во внимание чехарду руководителей города и их сотрудников в штате администрации, спросить – не с кого. Так, как-будто по закону, происходит профанация принимаемых решений.

Мы готовим обращение в прокуратуру. В его основе — наше открытое обращение, составленное Градсоветом в процессе общественного обсуждения проекта Правил землепользования и застройки (ПЗЗ).

— От такого «механизма» становится даже страшновато жить в Сочи… Многим сочинцам, которых пока не коснулись стройки, даже не известно, что происходит в нескольких километрах от их домов, из-за сокрытия информации местной властью. Тем более об этом не знают люди, живущие за тысячи километров от Сочи. Давайте объясним это россиянам, на примере дороги-дублера Курортного проспекта. Возьмем центральную и одну из красивейших улиц города, — ул.Чайковского, украшенную 60-летними платанами, посаженными руками жителей уютного тихого микрорайона «Гагаринский». Проектировщики предлагают полное уничтожение этой муниципальной улицы, спил всех деревьев. Уничтожать прекрасные деревья будут на глазах у школьников находящейся рядом школы №24. Чему же мы учим детей? Более того, дорогу собираются вести над головами собственников многоквартирных домов в спальнем районе города, на высоте 40-метровых свай, на том месте, где под землей проходят высоковольтные провода, где протекает Хлудовский ручей, где расположены теплосети и котельная, а деревья корнями держат насыпь железной дороги. Каковы были ваши предложения этому варварскому проекту и почему, на Ваш взгляд, их не слышат?

— Естественно, что такие проекты провоцируют социальное напряжение и недоверие сочинцев к любым решениям власти. Это опять одно из тех не человеческих, а чиновничьих решений, о которых мы выше говорили: когда очевидны преимущества решения о трассировке через Завод железобетонных изделий, но неведомые силы приняли другое решение.

По нашим предположениям, если создать вместо заброшенной промзоны новый городской Сочи-центр, формирующий тысячи рабочих мест и оттягивающий объекты привлечения транспорта с прибрежной территории, — это будет супер- выгодный коммерческий проект: как, например, в е – центр Дефанс. Утвержденным Генеральным планом развития Сочи на месте промышленной зоны предлагается формирование современного транспортного терминала, который должен обеспечить удобные пассажирские связи с удаленными районами курорта.

В соответствии с программой, идеи которой я Вам уже изложила, мы предлагаем администрации города, совместно с правообладателями территорий промзоны, подготовить комплексный проект её реконструкции с целью вывода из центра города административно-деловых и торговых объектов, включив его в план реализации генерального плана. Здесь нужна не только коммерческая инициатива, но профессиональная организационная работа, направленная на общие цели. К сожалению, положительного опыта работы с проектами, в которых необходима реальная консолидация частных, общественных, государственных интересов, в Сочи нет. — скорее негативный опыт в этом плане.

— Как Вы считаете, Ольга Викторовна, есть у нас, сочинцев, шанс остановить запущенную по неверному маршруту государственную машину и спасти город или это уже невозможно?

— Обстоятельства последних лет испытывают сочинцев на прочность, добиваясь безразличия, угасания чувства социальной ответственности. Но испытывать на прочность природу — опасно и для испытателей, и для испытуемых. Не приведи, Боже, нам узнать ее гнев.

Мне кажется, что ситуация внутреннего протеста, в которой мы все живем, создает возможность для пробуждения общественного сознания — социального и экологического, и для возрождения сочинского социума, о котором никто не посмеет сказать как о некачественном человеческом потенциале. Сочинцам необходимо научиться отстаивать свои права, в том числе и в суде, хотя на существующие судебные процедуры я не рассчитываю.

Для начала права надо знать. Поэтому прискорбно было для Градсовета, что формально организованная в конце 2009 г. процедура подготовки и проведения публичных слушаний по Правилам землепользования и застройки не пробудила интерес сочинцев к широкому общественному обсуждению проекта. А ведь это — важнейший документ, определяющий права сочинцев и правила жизни в Сочи. В результате утверждены плохие, «неправильные» правила, не защищающие те остатки зон общего пользования, объектов историко-культурного наследия, которые пока существуют. Публичные слушания по-прежнему являются лазейкой для инвесторов с неумеренными градостроительными аппетитами. А суд эту лазейку расширяет до размеров просторного хода. Такая вот индульгенция на отпущение грехов, и совесть чиновников успокаивается. Таким образом, узаконено и вопиющее нарушение Закона об охране историко-культурного наследия – строительство двухэтажного кафе «Бригантина» на малом причале морского вокзала, — которое было проведено через суд, даже без публичных слушаний.

— Каковы действия вашего Совета сегодня? Помогают ли СМИ в распространении ваших предложений? Если нет, то почему, на Ваш взгляд, этого не происходит? Пробовали ли вы публиковать свои предложения, например, в газете «Новости Сочи», которая должна быть заинтересована в диалоге власти с общественностью? Какие СМИ наиболее открыты для вас и пытаются распространять ваши альтернативные идеи?

— Иногда возникает сомнение: а есть ли смысл в наших усилиях? Ведь результаты – незначительны. Однако, известно, что любое действие рождает противодействие, итогом которого становится взаимодействие. Вот к этому взаимодействию мы и стремимся, обращаясь к человеческим качествам тех, от кого зависит судьба Сочи. И здесь хочется обратить внимание, что будущее курорта зависит не только от верхних эшелонов власти, но и от самих сочинцев, от нашей способности вести конструктивный диалог, чтобы быть услышанными, понятыми и получить поддержку наших предложений и инициатив.

Роль СМИ в достижении этой цели и в формировании общественного мнения, конечно, велика. Хотя уже и не столь велика, как в советский период. Так как четкой муниципальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Сочи и программы ее реализации нет, власть воспринимает СМИ как необходимый для своей деятельности информационный фон, а не как инструмент реализации той или иной программы. Тем не менее, мы с благодарностью используем любую возможность, чтобы с помощью СМИ вступить в диалог с администрацией, чтобы донести до всех сочинцев, включая инвесторов и чиновников, наше представление об устойчивом развитии федерального города-курорта Сочи, понимание целей и задач муниципальной градостроительной политики, наши предложения, направленные на ее формирование и реализацию.

— Как Вы считаете, объединение всех сочинцев может помочь в борьбе против коррупционных олимпийских проектов, разрушающих курорт и нарушающих права граждан? В какой форме Вам видится это объединение и его влияние на власть?

— Мы не строим иллюзий по поводу объединения всех сочинцев. Сочинское общество очень разнородно, и многие, как это не прискорбно, так приспособились к коррупционным схемам, что даже не раздваиваются и воспринимают происходящее как норму. Пробудить сознание сочинцев, вернуть его к пониманию разницы между «плохо» и «хорошо», «можно» и «нельзя» – в этом цель нашей работы. Но это не все: надо вовлечь их в общее дело возрождения курорта на основе идеи, понятной и привлекательной для всех. Например, таким делом для инициативной группы сочинцев стала задача альтернативной трассировки «дублера» Курортного проспекта.

У нас много предложений к администрации и Городскому собранию, — часть из них мы готовим вместе с Управлением по архитектуре и градостроительству Сочи, в том числе по реконструкции городских территорий, подготовке зон международного гостеприимства. Надеемся, что во взаимодействии сочинцев с администрацией будет выработан положительный опыт консолидации общественных, частных и государственных интересов.

— Что, на Ваш взгляд, будет с городом и горожанами, если все 235 проектов их авторам, заказчикам и исполнителям удастся реализовать в существующем виде? Каковы Ваши прогнозы, с учетом коррумпированности нашего общества, захватившей все эшелоны власти?

— Если авторы, заказчики, исполнители решают только свои задачи и не слышат сочинцев – это 235 проблем и поводов для конфликтов. А если они решают задачи вместе с сочинцами – это 235 возможностей для возрождения курорта. Наши усилия направлены на возможности. Поживем — увидим.
1 февраля 2010 года
С Ольгой ской беседовала Кравченко.

«Архитектура Сочи»

источник: krasnodar.kavkaz-uzel.ru

Rate this post
Предыдущая статьяТорговая галерея: начало
Следующая статьяНа благоустройство Сочи выделено 22 млрд. рублей

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.